Недавно мы рассказывали о роли видеокарты в наших компьютерах. Однако пришло время поговорить о конкретном. Новинки этого года. После анонса Nvidia об архитектуре Turing и видеокарт серии RTX 20, стало ясно, в какую степь углубятся производители в дальнейшем. Они учли все недостатки прошлого, и поэтому была создана модернизированная архитектура. Также она получила возможность усилить все процессы GPU. А имя данной архитектуры — Ampere. Именно ее использовали в последнем серийном ряде RTX 30. А поговорим мы сегодня о видеокарте RTX 3080.
Графический процессор
Основным первопроходцем среди графических процессоров, на основе Ampere — стал чип GA100. Также стоит отметить, что он показал колоссальный прирост производительности. Тест проводился в разных вычислительных задачах: нейросети, анализ данных, игровые сессии и т.д.
Но на повестке дня мы рассмотрим новые чипы семейства Ampere: GA102 и GA104. Ведь именно они послужили основой новых моделей видеокарт.
На данный момент было анонсировано три модели: GeForce RTX 3090, RTX 3080 и RTX 3070. Также стоит отметить, Nvidia сразу сообщили, что остальные чипы семейства GA10x будут выпущены позднее, в разных ценовых диапазонах.
На данный момент известны три модели:
- GeForce RTX 3080 — карта с максимальной производительностью за 63 490 рублей. Стоит отметить, что она имеет 10 ГБ памяти GDDR6X, имеющего частоту в 19 ГГц. Также она имеет возможность поддержки 60 FPS в 4K-разрешении.
- GeForce RTX 3070 — более дешевая модель за 45 490 рублей, имеет 8 ГБ памяти GDDR6. Отличный выбор для игр в разрешении 1440p и иногда 4K, по производительности превосходит RTX 2070 в среднем на 60%. Также находится на уровне с GeForce RTX 2080 Ti, но стоймость при этом в двое меньше.
- GeForce RTX 3090 — венец, классифицируется как Titan за 136 990 рублей. Эта модель имеет три слота с кулером. Также в нее встроено 24 ГБ GDDR6X-памяти. Она способна на все и даже больше, любые задачи ей под силу. Она может и создает условия для 60 FPS в 8K-разрешении.
Чип GA102. На его основе сделаны модели GeForce RTX 3090 и GeForce RTX 3080. При этом они имеют разное количество блоков вычисления.
Чип GA104. На нем базируется видеокарта GeForce RTX 3070. Тем не менее, стоит отметить, что даже эта модель обходит флагман предыдущей линейки. Что уж и говорить о старших моделях.
Трассировка лучей
Новый графический процессор GA10x намного быстрее, по сравнению с прошлой архитектурой Turing. Благодаря специальным решения, он обеспечивает лучшую производительность на единицу площади одного кристалла. Также стоит отметить, что трассировка лучшей в играх, теперь вряд ли будет сильно просаживать FPS. Ибо Ampere в 1,7 раз быстрее, по сравнению с прошлой архитектурой.
Наглядный пример:
Характеристики RTX3080
RTX 3080 | Начинка |
---|---|
Чип | GA102 |
Технология производства | 8 нм (Samsung «8N Nvidia Custom Process») |
Транзисторы | 28,3 млрд |
Площадь | 628,4 мм² |
Архитектура | Унифицированная, с массивом процессоров для потоковой обработки любых видов данных: вершин, пикселей и др. |
DirectX | DirectX 12 Ultimate, с поддержкой уровня возможностей Feature Level 12_2 |
Память | 320-битная (из 384-битной в полном чипе): 10 (из 12 имеющихся) независимых 32-битных контроллеров памяти с поддержкой памяти типа GDDR6X |
Частота ГП | до 1710 МГц (турбо-частота) |
Вычислительные блоки | 68 потоковых мультипроцессоров (из 84 в полном чипе), включающих 8704 CUDA-ядра (из 10752 ядер) для целочисленных расчетов INT32 и вычислений с плавающей запятой FP16/FP32/FP64 |
Тензорные блоки | 272 тензорных ядра (из 336) для матричных вычислений INT4/INT8/FP16/FP32/BF16/TF32 |
Трассировка лучшей | 68 RT-ядер (из 84) для расчета пересечения лучей с треугольниками и ограничивающими объемами BVH |
Блоки текстурирования | 272 блока (из 336) текстурной адресации и фильтрации с поддержкой FP16/FP32-компонент |
ROP | 8 широких блоков ROP на 96 пикселей (из 112) при FP16/FP32-форматах буфера кадра |
Поддержка мониторов | поддержка HDMI 2.1 и DisplayPort 1.4a (со сжатием DSC 1.2a) |
Спецификации видеокарты | GeForce RTX 3080 |
---|---|
Частота ядра | до 1710 МГц |
УП | 8704 |
Блоки текстур | 272 |
Блоки бленда | 96 |
Частота памяти | 19 ГГц |
Тип памяти | GDDR6X |
Битность шины | 320-бит |
Объем | 10 ГБ |
Пропускная способность памяти | 760 ГБ/с |
Вычислительная производительность (FP32) | до 29,8 терафлопс |
Скорость закраски | 164 гигапикселей/с |
Скорость текстур | 465 гигатекселей/с |
Шина | PCI Express 4.0 |
Разъемы | один HDMI 2.1 и три DisplayPort 1.4a |
Энергопотребление | до 320 Вт |
Питание | два 8-контактных разъема |
Число слотов, занимаемых в системном корпусе | 2 |
Рекомендуемая цена | $699 (63 490 рублей) |
Система охлаждения и особенности строения
Касательно системы охлаждения видеокарты было принято интересное решение. Очень инновационное.
Вентиляторов у карты два, что довольно обычно. Однако расположены они совершенно необычным образом. Первый выдувает воздух с торца платы. Когда второй расположен с другой стороны и протягивает воздух через саму видеокарту, что позволяет улучшить поток и проходимость воздуха.
Стоит отметить, что воздух уходит в специальную испарительную камеру, которая раскинулась на всю длину видеокарты. Теплый воздух уходит через саму вентиляцию, которая установлена по всей длине радиатора. Левый вентилятор выводит воздух, а правый направляет его на выход из корпуса. Имеют же сами вентиляторы разную скорость, но пользователь может сам ее настроить. При желании.
Итоги
Что и сказать об этой карте. Первая партия в DNS была раскуплена за 4 часа, а это при ценнике в 68 000 рублей. На данный момент у этой карты нет даже конкурентов, поэтому и говорить то нечего.
Вывод тут один — если есть деньги, оно того стоит и даже больше!